Что такое мультипликаторы

Что такое мультипликаторы, и зачем они нужны инвестору

Чтобы минимизировать риски при инвестировании в акции каких то компаний, нужно грамотно провести фундаментальный анализ. Важно оценить состояние компании на данный момент, и ее перспективы на будущее.

Для более точного и быстрого анализа состояния компаний и ее активов, были разработаны специальные инструменты – мультипликаторы.

Существует множество различных мультипликаторов, каждый из которых анализирует определенную сферу деятельности компании. Для анализа, вам не обязательно использовать показатели всех мультипликаторов, достаточно задействовать самые основные.

Одним из самых основных и популярных методов анализа компании, является сравнение ее с аналогичными компаниями. Для удобства этого анализа придуманы рыночные мультипликаторы.

С помощью рыночных мультипликаторов можно выяснить соотношение стоимости компании и ее доходов, финансовое положение, насколько акция компании недооценена или наоборот переоценена.

Рыночные мультипликаторы разделяются на четыре типа: доходность, рентабельность, финансовая устойчивость, и платежеспособность. Основная задача анализа с помощью мультипликаторов – это выяснить конкретную прибыль на одну акцию, или убыток.

Рассчитать показатели мультипликаторов можно с помощью специальных сервисов, к примеру: finviz.com Для примера, посмотрите на подробный анализ с помощью этого сервиса компании Amazon.

Анализ акций Amazon
Анализ акций Amazon_2
Анализ акций Amazon_3

Как видите под графиком размещены различные показатели. Большинство из них, это показатели мультипликаторов. Найти любые показатели не сложно, но чтобы понимать их, нужно хотя бы немного разбираться в этих показателях самостоятельно. Давайте кратко рассмотрим четыре основных мультипликатора.

Доходные мультипликаторы.

Мультипликатор Р/Е (Price/EPS) – показывает соотношение капитализации компании к ее чистой прибыли. То есть, если мы говорим об акциях, то это соотношение цены за одну акцию к прибыли на одну акцию. Этот мультипликатор показывает, за сколько лет компания окупит себя при текущей прибыли.

К примеру, акции компании стоят 78 долларов, прибыль на одну акцию 12 долларов. Делим 78 на 12, получаем 6,5. То есть, компания окупит себя за 6,5 лет.

Это основной показатель, но его можно рассчитать только если компания дает чистую прибыль. Если компания только развивается, и не дает чистой прибыли, рассчитать Р/Е, нельзя.

Мультипликатор P/S (Price/Sales) – показывает соотношение капитализации компании к ее выручке за год. Это оценка компании в ее годовых выручках. Преимущество этого показателя в том, что выручка, в отличие от чистой прибыли, является более стабильной. Соответственно, с помощью этого показателя можно рассчитать чистую прибыль компании, и оценить ее стабильность.

К примеру, капитализация компании равна 70 млр долларов, выручка за прошедший год равна 25 млр долларов. Делим 70 на 25, получаем 2,8.

Оптимальный показатель, равен 2. Если коэффициент меньше чем 1, говорит о недооценке акций. Если коэффициент больше 2х, значит акция переоценена.

Мультипликатор P/B (Price to Book) – показывает отношение капитализации компании, к балансовой стоимости ее активов. Это чистая стоимость активов компании – минус ее задолженность. Этот показатель помогает оценить, не переплачиваете ли вы реальную стоимость акций.

Мультипликаторы рентабельности.

Рентабельность компании, сравнима с ее экономической эффективностью, так как она отражает способность компании генерировать прибыль. Это главный вопрос, который задает себе каждый инвестор перед покупкой акций. Основной мультипликатор рентабельности, это ROE.

Мультипликатор ROE – показывает рентабельность собственного капитала компании. Рассчитывается ROE следующим образом: чистая прибыль за год, делится на собственный капитал (то есть без заемного), и умножается на 100.

Допустим: 60 млр/130 млр * 100 = 46%. В результате, ROE= 46%. Это означает, что каждый доллар компании генерирует 46 центов чистой прибыли.

Из основных мультипликаторов рентабельности, также можно назвать ROA и ROS.

Мультипликаторы финансовой устойчивости.

Мультипликатор D/E (Debt/Equity) – показывает отношение заемного и собственного капитала организации. Мультипликатор показывает, сколько заемных средств приходится на каждый рубль собственного капитала. Нормативом считается коэффициент равный 1, то есть 50% заемных, 50% собственных.

Коэффициент рассчитывается следующим образом: общая сумма задолженности делится на общую сумму собственных средств. Информацию о сумме задолженности и собственных средствах, можно получить из финансовой отчетности компании.

Этот показатель показывает, насколько компания зависит от заемных средств, и насколько она устойчива.

Мультипликаторы платежеспособности.

Мультипликаторы DSCR – отношение чистого дохода, к сумме всех долговых обязательств. Используется для оценки способности компании выполнять обязательства по кредитам. Значение этого показателя показывает, сможет ли компания расплатится по всем долгам одновременно.

Рассчитывается показатель следующим образом: общий годовой доход делится на общую задолженность. Значение этого показателя меньше 1 означает, не способность компании к выплате всех долгов.

Существует еще множество мультипликаторов для различных оценок бизнеса. Необязательно знать, и уметь рассчитывать их все. Как уже упоминалось ранее, для этого есть специальные сервисы. Важно лишь знать что они существуют, что они означают, немного понимать принцип их расчетов, и где искать показатели расчетов по ним.

Если вы инвестируете серьезные средства в активы каких то компаний, то мультипликаторы, это ваш основной и необходимый инструмент аналитики.